Постепенно упражнения усложняют, меняя направление бега, ускоряя его или двигаясь спиной вперед.
Следующая часть урока — выполнение 6—7 стартов или ускорений на 20—25 метров. Между ускорениями рекомендуется немного покататься спиной вперед.
Далее — повторение знакомых технических приемов с шайбой (ведение, передачи, броски).
Наконец, наступает очередь разучивать какой-либо технический прием, например бросок шайбы справа. Вначале этот прием выполняют с места, посылая шайбу в борт, затем в парах, когда один подает шайбу другому, по том уже в движении.
Одна из самых интересных частей урока — проведение групповых упражнений: двое против двоих, или двое против двоих с нейтральным хоккеистом, играющим за тех, кто владеет шайбой, или игра в двое ворот.
И в этих упражнениях следует по ставить себе какую-то задачу: научиться передавать шайбу без промедления, или неожиданно открываться, то есть выбирать свободное место, или четка отбирать шайбу, когда хоккеист должен в единоборстве действовать особенно расчетливо, и т. д.
Заканчивается тренировка не быстрым катанием с изменением направления бега.
В занятия можно включить различные эстафеты, «салочки», упражнения на точность выполнения приема — одним словом все то, что сделает тренировку более интересной.
На тренировках следует уделять время разучиванию новых приемов и повторению ранее освоенных. Каждый прием, каждая разученная тактическая комбинация требует многократного повторения, причем повторения в разных игровых условиях.
Возьмем, например, бросок шайбы слева. Проще всего бросить шайбу на небольшой скорости. С этого и следует начинать. Затем хоккеист выполняет этот прием в более быстром темпе. Вначале шайба находится слева от не го, затем впереди и переводится игроком влево. Выполнить прием будет сложнее, если хоккеист увеличит скорость или получит шайбу от партнера. Еще труднее выполнить бросок после обводки стоек и тем более после обыгрывания соперника.
При изучении любого приема нужно придерживаться принципа «от известного к неизвестному», тогда будет легче добиться успеха.
Допустим, юный хоккеист приступает к разучиванию ведения шайбы. Вначале он выполняет этот прием на небольшой скорости. Толкнув шайбу вправо, он быстро проносит крюк через шайбу и, приостановив ее, толкает влево. Затем движения повторяются.
В этом упражнении хоккеист дол жен добиваться мягкости толчка, «вкрадчивости» движений, чтобы шайба не отходила от крюка и вместе с ним посылалась вправо-влево. Не отработав до автоматизма этот прием, хоккеист все внимание сосредоточивает на крюке и шайбе, боясь сделать что-нибудь не так, и потому теряет из виду партнеров. Контролируя шайбу, нужно стараться смотреть несколько вперед, чтобы хорошо ориентироваться на площадке. Голову необходимо держать так, чтобы было хорошее поле обзора.
При разучивании упражнения шайбу посылают не только вправо-влево, но и несколько вперед-назад так, что бы она то удалялась от хоккеиста, то приближалась к нему, оказываясь у его ног. Левая рука (если правая держит клюшку за ручку) должна свободно перемещаться по палке клюшки.
Освоив этот прием в движении на небольшой скорости, начинают разучивать ведение шайбы на полной скорости.
Когда хоккеист научится уверенно вести шайбу, он может выполнять ускорения, остановку, обводку стоек, может совершенствовать ведение шайбы в игровых упражнениях, пробовать об водить соперника.
Такая последовательность в обучении позволит спортсмену быстро овладеть приемом ведения шайбы.
Если какой-то прием не получается, особенно на первых порах, нельзя ни в коем случае отступаться от него, необходимо найти причину, мешающую освоить прием. Чаше всего хоккеист делает неточное движение или, выполним прием, спешит и занимает неправильную позицию.
Когда ясна ошибка, нетрудно ее и устранить.
Иной раз юный хоккеист пытается увеличить скорость своего бега, но ему это не удается. После первых же неудач он опускает руки: «У меня нет природной быстроты, поэтому я ни когда не буду быстрым хоккеистом...» — безнадежно говорит он. Это неверно.
Мастерство приобретается в труде; мастерами не рождаются, ими становятся. А причины недостаточной скорости чаще всего заключаются в том, что хоккеист неправильно ставит коньки на лед и именно поэтому не может добиться сильного толчка. Встречается и другая ошибка — юный хоккеист не может произвести энергичный толчок о лед, так как не закрепляет стопу. А иногда причина неудачи кроется в том, что он неправильно держит туловище.
Заслуженный тренер СССР А. В. Тарасов рассказывает в своей книге «Хоккей — детям», что однажды ему пришлось наблюдать за группой ребят, которые осваивали приемы ведения, передач и отбора шайбы на школьном катке. Каждый день по нескольку часов бились они на освоением премудростей хоккея. Но, несмотря на большое старание, настойчивость, эти технические приемы у ребят не получались.
А ошибки видны были сразу, толь ко ребята не задумывались над ними. Например, во время ведения шайбы некоторые напрягали туловище, опус кали голову, теряли ориентировку.
Когда не получается что-то, хочется отложить это на «потом», на завтра. Так и поступают некоторые ребята. Ладно, мол, попробую завтра, со свежими силами. Но народная мудрость гласит: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сего дня». Нужно настойчиво добиваться своей цели.
Тренироваться следует два-три раза в неделю, потом можно добавить еще один день. Между занятиями не обходим один, а то и два дня отдыха. Продолжительность тренировки на первых порах не должна превышать одного часа.
Когда спортсмен станет легко переносить физическую нагрузку, тогда время занятия увеличивают. Продолжительность урока зависит от характера тренировки и от ее интенсивности. Если на занятиях выполняется много упражнений, включающих скоростной бег с шайбой или без нее, то время тренировки может быть сокращено. Если же разучиваются технические приемы, не требующие большой физической нагрузки, то тренировка может быть удлинена. Следует учитывать и самочувствие.
После тренировки или состязания надо помочь по дому или сесть за уроки: переключившись на другую работу, быстрее восстановишь утраченные силы.
Чтобы успешно тренироваться и тем более выступать в соревнованиях, необходимо соблюдать строгий режим: в одни и те же часы вставать и ложиться, принимать пищу и тренироваться, Вставать надо сразу, не залеживаясь в постели, и приступать к утренней гимнастике.
Начинают ее с ходьбы. Если есть условия, следует сделать пробежку на 150—200 метров.
Затем приступают к выполнению обще развивающих упражнений (потягивания, вращение головы, маховые, упражнения для рук, различные повороты, наклоны туловища, приседания).
-Часть упражнений можно проводить с клюшкой.
В комплекс утренней гимнастики, помимо обще развивающих упражнений, нужно включить и специальные, помогающие исправить тот или иной физический недостаток (например, раз вить те или иные группы мышц)» Вратарю, в частности, полезны упражнения для укрепления пальцев рук. Для этих целей рекомендуется сжимать и разжимать теннисный мяч, выполнять различные наклоны с опорой на пальцы рук и другие упражнения.
Игрокам, у которых во время игры быстро устают ноги, следует в зарядку
включать упражнения, укрепляющие мышцы бедра и голени (например, раз личные приседания на одной ноге, обе их ногах).
Утром не следует выполнять упражнения, которые стесняют дыхание или требуют сильного напряжения мышц. Если зарядка проводится на свежем воздухе, то ее можно закончить игрой с мячом или пробежкой. Продолжительность зарядки 15—20 минут. После нее следует обязательно принять водные процедуры.
За три-четыре часа до тренировки или соревнований надо пообедать. Не следует пить много воды, даже если очень хочется пить. После занятий так же не рекомендуется употреблять большое количество жидкости. Она дает лишнюю нагрузку на сердечно сосудистую систему. После соревнований или тренировки примите душ, прополощите рот, час или два не пейте воду, особенно холодную; когда жажда несколько уменьшится, можно выпить стакан горячего чая.
Ни снег, ни дождь и ни жара не должны пугать спортсменов. Изменение погоды может лишь повлиять на характер тренировки. Например, когда тренироваться приходится в снегопад, то самым лучшим упражнением для хоккеиста будет расчистка катка. Зимой на катке всегда должны быть лопаты, лучше фанерные .(ширина скребка 70—80 см, высота — 40— 50 см). Но иногда из-за сильного снегопада расчищать каток нет смысла; тогда можно просто кататься, играть в «салочки», проводить различные эстафеты, отрабатывать приемы игры туловищем и др.
В холодную погоду нужно особенно хорошо размяться, разогреться. Для этого нужно покататься по льду, а за тем проделать гимнастические упражнения. Чтобы не остывать в ходе занятий, нельзя надолго останавливаться и садиться. Если руки замерзают даже в теплых варежках, отогреть их помогут такие упражнения, как вращение кистей, хлопки ладонями перед собой, и над головой, за спиной, махи руками, быстрое сжимание и разжимание пальцев.
Труднее сохранить теплыми ноги.
Рекомендуется следить за тем, чтобы они всегда были чистыми и сухими.
Как только почувствуете, что ноги стали мерзнуть, вернитесь в раздевалку, снимите ботинки и хорошо разогрейте ступни руками или побегайте на носках. После этого можете возвратиться на лед, ноги теперь долго не будут остывать.
Если хоккеист быстро утомляется на тренировке, если у него пропадает желание тренироваться, надо обязательно показаться врачу. Подобное со стояние может быть следствием пере тренированности. Тогда нужно на время прекратить занятия или уменьшить нагрузку.
Обычно состояние перетренированности проходит через 5—7 дней, и тог да спортсмен может опять приступить к регулярным занятиям.
Перетренированности никогда не бывает у хорошо подготовленных спортсменов, регулярно занимающихся круглый год и соблюдающих спортивный режим.
Каждый должен знать меры предупреждения травм. Обычно травмы получают при грубой игре соперника или неподготовленности игрока к большой физической нагрузке, к резким движениям.
К силовым приемам или ускорениям, выполняемым в полную силу приступают тогда, когда проведена разминка. Энергичная разминка должна предшествовать любому состязанию.
Травмы могут быть вызваны и недисциплинированностью игроков. На пример, на тренировке опасны для вратаря одновременные броски нескольких шайб по воротам. Сосредоточив внимание на одном игроке, бросающем шайбу, вратарь не успевает прореагировать на другой бросок. Хоккеисты должны знать, что можно кидать по воротам только одну шайбу.
Неправильная расстановка занимающихся при выполнении определенных упражнений также может привести к травмам. Например, случайно оказавшись за спиной игрока, которому бросают шайбу, вы можете получить сильный удар шайбой. Поэтому надо поду мать, как разместиться на поле во время тренировки.
Неровный лед, с выбоинами, загрязненный, талый, тупые коньки, (когда хоккеист лишен возможности резко затормозить или ускорить бег, выполнить крутые повороты) также могут служить причиной несчастного случая.
Хоккеисту, получившему серьезную травму (сильный ушиб или растяжение, перелом и т. п.), должна быть оказана врачебная помощь. До прихода врача на ушибленное место необходимо наложить холод или тугую повязку, в случае же перелома — шинную по вязку. Юный спортсмен должен уметь оказывать первую помощь.
Четыре плана учебно тренировочных занятий (или о том, что хоккей начинается летом)
Вы помните ту пословицу, где говорится: «Готовь сани летом...»
Скорость, сила, выносливость, лов кость—все эти качества формируются, закрепляются не только зимой, во время матчей или тренировок на льду, не и летом, осенью, когда спортсмен готовится к предстоящему хоккейному сезону.
Большинство юных хоккеистов с удовольствием играют в футбол, волейбол, бегают, плавают, катаются на велосипеде, ходят в дальние походы и в лес за грибами, ягодами. Все это не только интересно, но и полезно. Однако ребятам нельзя забывать и о хоккее.
Может быть, не все мальчики знают, как провести занятие, может быть, и их тренеры—старшеклассники или студенты, молодые рабочие или учите ля физкультуры не задумывались пока над тем, как лучше всего построить тренировку. Вот почему мы даем при мерные планы-конспекты проведения хоккейного урока. Это дополнит главу о роли и значении тренировок.
План первый
Летняя тренировка. Такие занятия можно проводить в дни школьных каникул, когда ребята выезжают в пионерские лагеря, за город.
Попробуйте найти небольшую горку. Или пригорок. Холм. Склон оврага. Берег реки, озера или пруда. Одним словом, что для вас удобнее, что ближе всего к вашему лагерю, деревне...
Подготовительная часть
1. Бег. Дистанция 300 метров На бегу старайтесь выполнять хоккейные приемы. Представьте себе, что в руках у вас клюшка, и имитируйте бросок по воротам, обводку, ведение шайбы
2. «Чехарда». Все бегут друг за другом. Один присел, следующий прыгает через него и тоже приседает, третий прыгает через первого, второго и приседает, четвертый прыгает через них и т. д., затем первый прыгает через своих товарищей. На бегу «работайте» клюшкой, имитируйте пасы, броски, обводку.
3. Примите хоккейную стойку — со гните ноги, чуть присядьте. Теперь начинайте ходьбу в этой стойке.
4. Ходьба «гусиным» шагом.
5. Три ускорения в силы на 20—30 метров.
6. Игра с набивными мячами: про носите мяч между ногами, за спиной, вокруг головы и т. д.
7. «Пистолетики», прыжки в хоккей ной стойке.
Основная часть
1. Имитация бега на коньках в гору и с горы. Дистанция 50—60 метров (2—3 раза). Уклон горы не должен превышать 40 градусов.
2. Ходьба в приседе. Дистанция 20 метров (2—3 раза).
3. «Петушиный бой» с продвижением в гору. «Бой» (толкание) ведется (с одним или сразу несколькими товарищами) на одной ноге, с прижатой к телу рукой. Повторить 2—3 раза, меняя ногу, на которой вы прыгаете.
4. Два ускорения в полную СИЛУ (20—30 метров).
5. Ходьба в парах на руках: один хоккеист держит за ноги второго, за тем они меняются ролями. Спортсмен отжимается на одной, потом на другой руке — по 2 раза. Это упражнение можно усложнить, если вы будете двигаться на руках в гору.
6. «Салочки» на одной ноге.
7. Подъем в гору с партнером за спиной,
8. Два ускорения в полную силу
(20 30 м). Назад — неторопливая пробежка спиной вперед.
9. Подъем в гору с партнером на руках — 2 раза.
10. «Штурм вершины». Одна команда старается прорваться к «вершине». задача обороняющихся — не пропустить соперника. Подчеркиваем здесь важна не борьба в прямом смысле слова, не стремление оттолкнуть «опекуна», а желание обмануть его, перехитрить, уйти, убежать от соперника, используя финты, приемы обводки.
11 Передача (в парах) набивного мяча Выполнять упражнение следует на бегу, на максимальной скорости, с различными поворотами, прыжками, с имитацией обманных движений и т. д.
12. Прыгая на одной ноге, подняться вверх по склону — 2 раза на каждой ноге.
13. Бег — 300 метров.
14 Игра в ручной мяч (5x5) — 15 минут.
Заключительная часть
Бег — 500 метров.
Построение. Анализ тренировки. Разбор ошибок.
Если рядом нет ни горки, ни холма. ни оврага, ни высокого берега, проводите тренировку на поляне, на спортивной площадке, на лугу. Если нет набивных мячей, вместо них можно использовать мешочки с песком.
План второй
Теперь юным хоккеистам предлагается примерный план тренировки, которую можно провести осенью, когда начнутся занятия в школе и уже не будет времени поехать за город. Эту тренировку можно провести в школьном дворе, в парке, в сквере, а в случае очень плохой погоды — в спортивном зале. Для организации такого занятия требуется немного: желание и... скамейка, невысокая, без спинки.
Подготовительная часть
1. Разминка.
2. Бег — 300 метров (с поворотами на 180—360 градусов, с легкими прыжками).
3. «Чехарда». Через одного партнера спортсмен прыгает, под другим проползает, через третьего снова прыгает и т. д.
4. Выпады на ходу правой и левой ногой.
5. Глубоко присядьте, прыгните вверх, снова присядьте, снова прыжок, и все это с продвижением вперед.
6. Имитация бега на коньках
7. Отжимание от земли (пола) — до 15 раз.
8. Борьба один против одного — до первой победы.
Основная часть
1. Прыжки через низкую скамейку на одной ноге, сначала на правой, потом на левой. Количество прыжков зависит от высоты скамейки.
2. Прыжки через скамейку с одно временным поворотом на 180 или 360 градусов.
3. С партнером на спине подняться на скамейку и спуститься на другую сторону. Упражнение каждый из партнеров выполняет по 3 раза.
4. Ускорения — 3 раза по 20 метров (с финтами, поворотами на 180 и 360 градусов).
5. Подняться на скамейку с партнером на плечах и спуститься по другую сторону скамейки. Упражнение выполняют по 3 раза.
6. Ускорение на 40 метров (условия прежние).
7. Партнер держит вас за ноги, а вы идете на руках к скамейке (дистанция 2 м), поднимаетесь на скамейку и спускаетесь с другой стороны.
8. Ускорение. Один рывок на 40 метров.
9. Подняться на скамейку, а затем спуститься по другую сторону, держа товарища на руках.
10. Кувырки на скамейке. Держитесь руками за скамейку.
11. И снова ускорение. Рывок на дистанцию 50 метров.
12. 200 метров легкого бега.
13. Эстафета 4x100 метров с передачей отягощения (5 кг).
14. Баскетбол 5x5. Играть не более 15 минут.
Заключительная часть
будет 300 метров.
Построение, анализ ошибок, задачи на будущее. Продолжительность занятия — полтора часа.
План третий
ЕСЛИ главной целью предыдущего урока была скоростно-силовая подготовка, то теперь предлагается работа над техникой.
Подготовительная часть
1. Разминка с клюшками — 10—15 минут. Бег 500 метров, упражнения на растягивания (можно делать выпады, «пистолетики» и т. п.), упражнения на укрепление брюшного пресса (сесть на пол, поднять ноги, делать круговые, скрестные движения ногами).
2. Упражнения на скамейке. Прыжки через скамейку с имитацией бега на коньках. Сначала прыгайте поочередно то на левой, то на правой ноге, потом на двух с поворотами.
3. Пять рывков на 50 метров.
Основная часть
1. Разнообразные ведения мяча. Лучше всего пользоваться мячом для русского хоккея, теннисным мячом, в крайнем случае детским резиновым мячом, обмотанным изоляционной лен той, чтобы он меньше прыгал.
2. Броски по воротам. Попасть в левый, правый угол.
3. Эстафеты:
а) вести мяч, имитируя финты;
б) с партнером на спине. И опять же с имитацией обманных движений туловищем, плечами, головой.
4. Ведение мяча в прыжках на од ной ноге.
5. Скоростное ведение без обманных движений.
6. Игра в хоккей. Пять против пяти, трое против трех. Время — 20 ми нут.
Заключительная часть
Бег с клюшками 300 метров.
Построение. Разбор ошибок.
План четвертый
Зимняя тренировка. Занятие на Льду. Наверное, многие ребята решат, что этот урок — наиболее интересный. Еще бы, лед, коньки, шайбы, голы! Одним словом — хоккей! Но не спешите с оценками. Конечно, такое занятие увлекательно. Однако если вы ленились летом и осенью, то сей час, на льду, вам придется нелегко.
Подготовительная часть
1. Разминка без коньков — приседания, бег на месте, выпады, упражнения на растягивание, прыжки, наклоны туловища.
2. Уборка снега, расчистка площадки, заливка льда.
3. Катание в потоке по часовой стрелке. Проезжая среднюю зону, выполняйте гимнастические упражнения (опускайтесь на одно колено, на другое, на живот и тут же быстро вставайте).
Основная часть
1. Катание по кругу. Клюшку держать двумя руками, ноги согнуты, го лова поднята — 5—7 кругов.
2. Катание спиной вперед (обратить внимание на движения ног) — 3 круга.
3. Ускорения с изменениями направления движения (два-три шага к бор ту, два-три шага от борта) —3 круга.
4. Катание с поворотами на 360 градусов.
5. Прыжки через клюшку, которую держит тренер, 15—20 прыжков.
6. Прыжковые упражнения (с правой на левую, на обеих ногах) —3 круга,
7. Резкие остановки. Хоккеистве зет товарища, который держится за клюшку и тормозит, — 2 раза по 60 метров.
8. Катание по большой и малой «восьмеркам». Малая—вокруг двух точек вбрасывания в одной зоне. Большая — вокруг двух точек вбрасывания в одной зоне и до синей полосы другой зоны.
9. Передачи шайбы в парах со сменой мест. Отдал игрок шайбу вправо партнеру и сам тут же устремился вперед вправо , на его место, а партнер, кому адресован пас, движется влево, затем, отдав шайбу, снова катится вправо. Шайба движется по диагонали. В этом упражнении совершенствуется искусство паса и приема шайбы на ходу, в движении.
10. Тренировка в потоке «один ПРОТИВ одного». После обыгрывания спорт смены меняются ролями: защищающийся становится нападающим, а на падающий защитником. В ходе этих единоборств партнеры постоянно меняются и игрок А борется не только с хоккеистом Б, но с В, Г, Л и т. д.
И. Трое против двух. Атака ведется от красной линии. Отрабатываются технические навыки спортсменов, совершенствуется их тактическое мастерство. Если атака заканчивается голом, защитники — в виде «наказания» — совершают несколько кувырков. Если же гола нет и оборона завладела шайбой, то нападающие де лают рывок до красной или дальней синей линии.
12. Игра «пять против пяти» —20 минут. Вы понимаете, что на тренировке главное не счет, а разучивание и совершенствование тех или иных тактических заданий, закрепление технических навыков.
Заключительная часть :

Катание по кругу. Два ускорения по 20 метров.
Построение. Анализ урока. Разбор ошибок.
Это, ребята, примерные планы тренировок. По своему усмотрению вы сможете увеличить или, напротив, уменьшить количество тех или иных упражнений, ввести в план занятия другие задания.
Если тренера у вас нет или он занят в этот день, попробуйте провести тренировку сами, пусть старшим ста нет капитан вашей команды.
Иногда юные хоккеисты жалуются — надоели тренировки, лучше бы тренер чаще устраивал матчи...
Жалуются, хотя сами хорошо знают, как важны учебно-тренировочные занятия.
Многие тренеры, педагоги постоянно ищут новые и интересные формы занятий на льду. Старший преподаватель Белорусского института физической культуры Е. Геллер предложил проводить на льду интересные игры, которые помогут вам, ребята, и вашим тренерам сделать тренировки более увлекательными и веселыми.
Эстафета с ведением шайбы. Ребята выстраиваются за линией старта в колонны по одному. Против каждой команды с интервалом 3—4 метра ставятся 10 флажков на подставках. У направляющих в колоннах по клюшке и шайбе. По сигналу первые номера начинают бег так, чтобы прогнать шайбу между флажками. Причем про пустить флажок или сбить его нельзя. Если игрок это сделал, он должен вернуться, поставить флажок на место и продолжать состязание. Как только игрок дойдет по последнего флажка, он возвращается обратно таким же образом. Клюшку передает второму участнику, и игра продолжается. Победит та команда, которая раньше выполнит задание.
Это соревнование можно продолжить, если вместо шайбы прогнать между флажками булаву, прикрепленную к подставке. Этот вариант более сложный. Надо стараться, чтобы булава сохраняла все время вертикальное положение.
Тир-хоккей. Хоккейные ворота превращают в мишень. Закрывают лицевую сторону ворот доской с прорезями внизу. Центральная метром 40 сантиметров, а крайние (по углам) по 30 сантиметров. Каждый участник с отметки — 10 метров от ворот — выполняет бросок по воротам с таким расчетом, чтобы шайба проскочила в одну из прорезей. За по падание в центральную мишень игрок получает очко, а в крайнюю — два очка. Выиграет та команда, которая на берет большее количество очков.
Защита городков. На льду начерчены один в другом два круга диаметром 2 и 5 метров. Во внутренний крут ставят 8 городков на равном расстоянии. Одна команда (четыре защитника) располагается в большом круге. Она защищает городки. Другая (шесть нападающих) находится на ледяной площадке за пределами круга. У всех игроков клюшки. По сигналу вбрасывается шайба, нападающие разыгрывают шайбу за кругом и, улучив момент, бросают ее во внутренний круг, стараясь сбить городки. Защитники препятствуют этому. Останавливать шайбу они могут и ногой, и клюшкой. За каждый сбитый городок нападающим засчитывается одно очко Если городок случайно свалит защитник, его команда также проигрывает очко. После 3 минут команды меняются ролями. Выигрывает та, которая наберет большее количество очков.